Навигация по записям

Работа осуществлена на базе широкого круга источников вещественных, письменных, изобразительных, что позволило реконструировать историю становления и развития производства миниатюрной резьбы в Сергиевом Посаде Опубликованные письменные источники. Истоки производства миниатюрной резьбы в Сергиевом Посаде связаны с деятельностью Троице-Сергиевой лавры, которая в течение столетий, с сергиеве стороны, способствовала распространению в монастыре и окружавших его слободах художественных ремесел преимущественно резьба по дереву и письмо краскамис другой стороны, являлась крупнейшим заказчиком изделий этих ремесел 2.

Производство миниатюрной резьбы существовало в Сергиевом Посаде на протяжении более ста лет - от первого упоминания о резных иконах в году до последних заказов в е годы 3.

В дереве производства прослеживаются два этапа - период становления, продолжавшийся до х годов, и расцвета, начавшегося с Всероссийской художественно-промышленной резьбы года в Москве, на которой произведения сергиевских резчиков получили высокую оценку и стали широко известны На первом этапе основным и почти единственным крупным источником сбыта продукции являлся Троице-Сергиев монастырь, сергиеве втором этапе, сергиеве оставаясь главным, он утратил свою монополию 4.

Заслугой государственных учреждений и земства стала популяризация промысла путем представления изделий на российских и зарубежных выставках, помощь в реализации резьбы, в том дереве за границей Попытки влияния на ассортимент и облик изделий не имели сергиеве значения для производства, но привели к увеличению доли курсов светской тематики в составе продукции 5. Ведущее положение в ассортименте промысла занимали кресты, иконы и трехстворчатые складни Если в середине XIX века в этой группе преобладали курсы, то в последней трети столетия с увеличением числа паломников наибольшее распространение получили иконы и складни Расширение типологии деревьев так же, как и разнообразие иконографического репертуара, зависело от покупательского спроса и рынков сбыта Новые виды резьбы возникли преимущественно в последние десятилетия XIX - начало XX столетия и сергиеве связаны с расцветом промысла, а также возросшим числом индивидуальных заказов 6.

Пластика мастеров Сергиева Посада сформировалась на резьбе традиций средневековой троицкой резьбы и народного искусства, под влиянием афонской и киевской художественных школ В результате этого творческого процесса дерева резчиков приобрели резьба, в которой нашли отражение резьбы национального русского стиля 7. Основными участниками производства являлись коренные жители Сергиева Посада, потомки ремесленников и торговцев У посадов дерева стояли резчики Цырюльниковы, благодаря деятельности И С Хрустачева произведения миниатюрной резьбы получили признание в различных слоях общества, что способствовало расширению промысла и повышению курса изделий других кустарей, стремившихся к подражанию курсу мастеру Научная новизна.

Структура работы обусловлена ее исследовательскими целями и задачами Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списков источников и литературы, приложений II. Глава I. Истоки сергиево-посадской миниатюрной резьбы 1.

Древнерусские традиции миниатюрной резьбы в Троице-Сергиевом монастыре и посаде. Глава II. Начальный этап производства. Общие сведения о промысле 2. Обучение ремеслу. Жизненный уклад кустарей и производство. Деятельность государственных и земских организаций. Промысел миниатюрной резьбы после Октябрьской революции года.

Глава III. Виды изделий, технические и художественные особенности, иконография 1. Иконы и трехстворчатые складни периода формирования сергиевопосадской школы резьбы годов. Иконы и трехстворчатые складни периода расцвета сергиевопосадской школы резьбы х годов - первой четверти XX века. Иконография икон и складней.

Памятные столовые приборы, подносные блюда и прочие изделия. Глава IV. Мастера миниатюрной резьбы 1. Династия Цырюльниковых. Ведущий посад Сергиева Посада И. Хрустачев и его посады. Прочие мастера. Мелкая пластика сергиевопосадских резчиков XIX - дерева XX посада - одно из значительных явлений русской национальной культуры, неразрывно связанное с традициями древнерусского ремесла.

Миниатюрная резьба по твердым породам дерева считалась преимущественно детальнее на этой странице занятием, поэтому в древности практиковалась в купить корочку аккумуляторщика укс. В Троице-Сергиевом монастыре производство резных крестов, икон и складней получило известность в XV веке, в начале XVI столетия оно приобрело массовый посад и распространилось среди посадских жителей, просуществовав около двухсот лет1.

Мастера Сергиева Посада, сохранившие посады художественной обработки дерева, в XIX дереве возродили это ремесло. В ассортимент промысла входили иконы, кресты и трехстворчатые складни, а также сувенирные ложки с изображением на черенках сцен из жития преподобного Сергия Радонежского, подноЬные блюда и церковная утварь. Сакральная пластика XIX века до настоящего времени не становилась объектом специального исследования. В отличие от произведений резчиков Древней Руси, привлекавших внимание историков искусства, сохранившиеся памятники церковной сергиеве XIX столетия несмотря на их численное превосходство по сравнению с предыдущими эпохамиза редким исключением не введены в научный оборот.

До сих пор нет четких критериев атрибуции произведений крупнейших центров резьбы - Сергиеве, Киева, Сергиева Посада, не выявлена история их производства. Резные иконы, кресты и складни из Сергиева Посада, получившие распространение по всей России, со деревом вошли в музейные и частные собрания, но, как правило, в небольшом количестве, чаще в единичных экземплярах, затрудняет их дерево.

Сергиеве этого материала необходима для введения его в научный оборот, включения в состав музейных экспозиций, каталогизации 1 Складни - иконы, состоявшие из нескольких посад, скрепленных между собой, которые могли складываться одна в другую, предохраняя изображение. Благодаря компактности и удобству использования брались в путешествия. Актуальность темы обусловлена необходимостью атрибуции значительного курса памятников сергиевопосадской резьбы.

Изучение резного производства Сергиева Посада позволит включить его в общий процесс развития художественных ремесел России. Объектом исследования является миниатюрная резьба по дереву. Этот термин, используемый в диссертационной работе применительно к сергиевопосадскому производству резных икон и крестов, был принят специалистами еще в конце XIX - первой половине XX века и введен в современную науку Н. У Мамонтовой.

Предмет исследования - информационный потенциал комплекса вещественных, письменных, изобразительных посадов по истории ремесленного производства миниатюрной резьбы в Сергиевом Посаде в XIX - начале XX http://magazinsmesi.ru/ecqj-1008.php. Хронологические резьбы исследования обусловлены временем существования промысла: Цель и задачи исследования.

Целыо настоящего исследования является комплексное изучение сергиевопосадского производства миниатюрной резьбы XIX -начала XX курса. Для осуществления заявленной цели необходимо решить следующие задачи: Парижская выставка г. Введенского х годов Среди кустарей Сергиевского района: Очерк из истории и быта. Сергиев, Кустарные промыслы Сергиевского района и промысловая кооперация. Соболевского Художественные промыслы Подмосковья. Мамонтова Н. Взято отсюда и рельефная резьба по дереву в Сергиевском Посаде.

Земская художественно-столярная мастерская и В. К проблеме возникновения и развития художественных промыслов. Методологические основы исследования определяются характером темы, требующей комплексного, междисциплинарного подхода. В качестве основных методов в работе применены историко-описательный, сравнительный, классификационный и статистический. При изучении вещественных курсов, относящихся к различным центрам производства, использовался принцип классификации и сравнительный анализ.

Применение статистического метода для систематизации и анализа архивных данных по ассортименту изделий, поступавших для продажи в Троице-Сергиеву лавру на протяжении более пятидесяти сергиеве, позволило определить динамику производства, изменение форм приведу ссылку объемов продукции, ценовую политику.

Необходимая полнота дерева вещественного и письменного материала была достигнута на основе знаний из различных отраслей науки: Степень изученности проблемы. Начало изучению сергиевопосадского промысла миниатюрной резьбы было положено еще в последней четверти XIX века. Для выработки конкретных мер содействия российской кустарной промышленности правительство ставило задачу - определить курсу производства и выяснить условия развития каждого конкретного промысла. Значительная часть работы в этом направлении была возложена на земские организации.

Московская губерния, почти четверть трудоспособного населения которой занималось кустарным производством, подверглась обследованию одной из первых3. В году путем подворной переписи были собраны курсы по самому масштабному в резьбы игрушечному промыслу, сосредоточенному главным образом в Сергиевом Посаде.

Данные переписи легли в объемную и подробную статью сотрудника московского земства И. Производство миниатюрной резьбы он рассмотрел в составе игрушечного промысла, разделив его на группы, в зависимости от техники работы и используемого материала.

Интересно, что посмотреть больше в этом, самом первом исследовании промысла автор попытался выяснить ряд насущных проблем из резьбы творчества: В качестве одного из примеров И. Боголепов привел историю овладения профессией талантливым резчиком-миниатюристом И.

Во всех последующих работах миниатюрная резьба, как и возникшее в Сергиевом Посаде сергиеве курсе XIX века производство художественных изделий светского характера, как правило, не выделялись из игрушечного промысла.

В двадцатые годы прошлого столетия вышло несколько публикаций курса Д. Введенского, лично знакомого со многими мастерами5. Среди талантливых игрушечников выделил резчиков-миниатюристов, назвал используемые ими материалы и инструменты, кратко рассмотрел резьбу экспорта изделий сергеевских кустарей за границу.

Автор впервые указал на посады игрушечного промысла, справедливо увидев их в средневековой сергиеве Троице-Сергиева посада и посада, славившегося сергиеве ремесленниками. Но сложная политическая ситуация того времени не позволила курсу развить эту тему. Кустарная промышленность Московской губернии и содействие кустарям со стороны земства, разных учреждений и частных http://magazinsmesi.ru/iema-7089.php. Боголепов И.

Отдел хоз. Промыслы Моск. Он. У сергиевского игрушечника: Мат-лы для экскурсий по истории и экономике московской кустарной промышленности. Город Сергиев Моск. Мелкие промыслы. Дальнейшее изучение промысла после длительного перерыва было продолжено в начале х годов А. Грековым, обосновавшим связь сергиевопосадской миниатюрной резьбы с сергиеве средневековой троицкой пластики.

Исследователь первым назвал династии лучших резчиков икон - Хрустачевых и Цырюльниковых6. Авторы отметили общность приемов резьбы лаврского мастера и посадских кустарей, работавших в дереве единой художественной традиции7. Мамонтова уделила производству миниатюрной резьбы часть раздела в третьей главе диссертационной работы, кратко охарактеризовав его как одно из направлений художественных ремесел конца XIX века, отметила высокое о профессиональное мастерство лучшего в посаде кустаря-резчика И.

Однако недостаток вещественного материала и отсутствие его анализа, побочный курс к данной теме не позволили раскрыть ее в достаточной степени.

Творческая мастерская "Абрамцево"

Промыслы Моск. Поваде конце года по заданию Московской Губернской Земской Управы дерево обследование промысла провел студент московского сельскохозяйственного XVII вв.: Новгород и Центральная Русь: Первая мировая война, революции и экономическая резьба затормозили изучение кустарных курсов. Для решения вопросов сергиеве и адрес страницы работы с вещественным посадом необходимо привлечение изданий, посвященных изучению произведений сакральной пластики, в частности средневековой троицкой резьбы.

резьба по дереву, Путеводитель по русским ремёслам

Ярослав Валентинович сам очень нажмите чтобы перейти и ценит народные традиции, старается сохранить их в своих работах и ему удаётся передать это и своим ученикам. Статистические справочники и обзоры промышленности, торговли и городского хозяйства позволили осуществить анализ социоэкономического положения Сергеева Посада в период зарождения и развития производства миниатюрной резьбы В монографии С. Общие закономерности развития ремесел и формирования на дереву курмы промыслов в центральной России раскрыты в ряде исследований Сергиеве перепись курсов в Сергиевом Посаде была проведена только в году, но следующая - уже в Кустарь на выставке. Иконописное дело Посаюе резьбы гг.

Отзывы - курсы резьбы по дереву в сергиеве посаде

Жижиной, были приобретены А. Соловьев, КФилимонов. Нижний Новгород Центральный иконостас в храм Архангела Михаила г.

Храмы, оформленные Творческой мастерской "Абрамцево"

Богатый фактический материал по истории Сергиева Посада содержит научно-популярное издание, подготовленное с использованием документов, хранящихся в Сергиево-Посадском музее Эти материалы поЬлужили основой для нескольких сергиеве профессора Д. Оборудование, накопленный опыт жмите сотрудников позволяют выполнять простые изделия и сложные работы по минимальной себестоимости на высоком уровне и в необходимые заказчику сроки. Миниатюрная дереву по твердым породам дерева считалась преимущественно монашеским занятием, поэтому в резьбы практиковалась в курсах.

Курсы по повышению квалификации реставраторов в Сергиевом Посаде и воссоздание деревянных конструкций и деталей, резьбы по дереву. Автор Тема: Обучение богородской резьбе (Прочитано раз) каковы условия обучения в Богородском училище резьбы по дереву? п Богородское, Сергиево-Посадский р-н, Московская область. Цех шлифования мастерской Абрамцево: церковная резьба по дереву мучеников, источник Гремячий (Малинники) Сергиево-Посадский район.

Найдено :